Ольга (olga_fink) wrote,
Ольга
olga_fink

Автопробегом по бездорожью и школьной реформе

На прошлой неделе стартовал автопробег Саши Грей по России. Известная в определенной нише любителей кино актриса и человек широких творческих интересов уже успела научиться делать пельмени. Но Саша успела проявить себя и как общественный деятель. Так, оказалось, что она поддерживает протестное движение в США и высказывает здравые мысли об изменении системы образования в современном мире. По ее мнению, если раньше наличие диплома престижного вуза автоматически гарантировало определенный уровень жизни, то сегодня это уже не так. «Я знаю людей, у которых есть высшее образование и научные степени, они выпустились с лучшими на потоке оценками, и... у них вообще нет никакой работы», – говорит Саша. И это вполне соответствует как американским, так и российским реалиям.

http://i.rdrom.ru/pubs/23553/23647/1100763.jpg

Сейчас у нас в самом разгаре образовательная реформа, которая призвана модернизировать систему в соответствии с изменившимися условиями. В прошлом году был утвержден новый федеральный госстандарт для старших классов, а апробация стандарта начального общего образования началась в 2012 году. Стандарты образования – самая важная часть реформы школы. Именно они должны определять, что и как будут изучать наши дети. Споры по поводу реформы школы не утихают уже несколько лет.

Очередной круглый стол, организованный Тиной Канделаки в Общественной палате РФ, вновь обратился к проблемам нашей многострадальной школы. Темой дискуссии стал важнейший вопрос: «Кто решает, чему учить детей?» Реформа вроде бы отвечает на это: сам ребенок. Принятые стандарты заметно расширяют свободу ученика в выборе программы образования. Каждый школьник имеет возможность составить свой индивидуальный план обучения. Акцент делается на персональный подход и усиление специализации. Однако не все так просто, ребенку не удастся заполнить свой учебный год одной любимой физкультурой или ботаникой. В старших классах предполагается пять профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) и два уровня: базовый и углубленный. Каждый учебный план должен содержать не менее 10 учебных предметов и не менее одного предмета из каждой предметной области. Шесть предметов являются обязательными: русский язык и литература, иностранный язык, математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия; история (или «Россия в мире»), физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

http://ic.pics.livejournal.com/mon_ru/38423652/78280/78280_1000.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/mon_ru/38423652/78015/78015_1000.jpg

Таким образом, школьная реформа предлагает развивать в детях такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Однако легко заявить «давайте с детства будем прививать детям самостоятельность», а как это осуществить на практике? Складывается ощущение, что чиновники из министерства образования сами не очень представляют. Теоретические устремления к «эффективности», «компьютеризации» и «индивидуальному подходу», расходятся с реальным положением дел в школе. Наличие директивы из министерства само по себе ничего не решит: надо создать условия, подготовить кадры, поменять отношение общества к роли учителя. И содержание, и формы обучения необходимо определять общими усилиями учителей, родителей, учеников. Чиновники, если подумать, вообще должны быть на последнем месте и выполнять лишь служебную, сугубо исполнительскую функцию. Они, правда, все никак не хотят с этим согласиться, поэтому заваливают учителей бессмысленной бумажной работой и присылают предписания, написанные чудовищным механическим языком.

Тина Канделаки верно замечает: «Сама образовательная система должна быть построена так, чтобы каждый предмет вызывал у школьника интерес, вне зависимости от педагога». Однако как можно построить подобную систему, если этим занимается полуобразованное, насквозь коррупционное чиновничество? Впрочем, далеко не все учителя сегодня сами готовы взять на себя ответственность по реформированию образования. Некоторым проще оставить все как есть, приходить каждый день и делать вид, что они учат, вместо того чтобы учить по-настоящему, то есть прежде всего – увлекать детей процессом познания.
Ведь правильный ответ на вопрос «Кто решает, чему учить детей?» на самом деле прост: все вместе. Это дело всего общества, всех участников образовательного процесса. Гораздо важнее другая проблема: как наладить эффективную коммуникацию между всеми этими участниками? И на него нельзя дать теоретического ответа. Ответ рождается в каждодневной практике.

Subscribe
promo olga_fink may 28, 2018 11:00 58
Buy for 100 tokens
Иногда хочется просто взять и посвятить день только себе. Никакой беготни с делами, никакой работы и даже никаких детей и обязанностей. За 10 лет родительства я почти забыла что такое бывает. Особенно последние три года декрета меня вообще выбили из колеи. Меня хватало максимум - забежать в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →